В сентябре 2012 года, я и еще два каскадовца из Нижневартовска улетали с Камчатки на материк. Садясь в самолет, я знал, что еще вернусь сюда, ибо тема Камчатки не была раскрыта мною до конца и много прекрасного я не увидел. За 18 дней мы успели побывать лишь в парке Налычево и на Халактырском пляже.

И вот спустя 2 года я снова отправился на Камчатку, с 10 августа до 1 сентября 2014 года. План мероприятий был такой:

• Приезд, размещение, отоспаться после перелета, купить: газ, продукты, средства от медведей.
  • Трёхдневное посещение южной Камчатки:
    • Термальная ГеоТЭЦ
    • Дачные горячие источники
    • Мини долина гейзеров
    • Вулкан Мутновский
    • Вулкан Горелый
  • Двенадцатидневный поход по Центральной Камчатке:
    • Вулкан Плоский Толбачик
    • Мертвый лес, конусы северного прорыва, лавовые пещеры
    • Лавовые потоки
    • В одиночку обойти вулкан Плоский Толбачик, посмотреть на всю Ключевскую группу вулканов и добраться до памятника природы – горы Поленница.

Изначально поездка была рассчитана на двоих, но за шесть месяцев до поездки я узнал, что моя напарница поехать не сможет, и в то же время я прочитал книгу Марины Галкиной “Одна на краю света” – об её одиночном, двухмесячном путешествии по Чукотке. Вдохновившись её историей, я решил совершить одиночное путешествие. Поэтому поиск нового напарника отпал сам собой.

Вообще на Камчатке довольно сложно с общественным транспортом и потому до многих мест очень трудно добраться, и путешественникам приходится либо нанимать джип (дорого), либо ехать автостопом (бесплатно). Но проблему с транспортом (заброской на маршруты) я решил довольно интересным способом, написав местному турклубу, занимающемуся также коммерческим туризмом, что, мол, я с материка, но тур покупать не хочу, мол, я сам себе турист и поэтому попросил меня просто закинуть на маршрут, а деньги взять только за топливо. И турклуб согласился, в отличие от обычных турагентств.

Старт. Первый день на Камчатке

Момент начала путешествия сложно определить, так как одна поездка перетекла в другую. Первого августа я приехал автостопом в Санкт-Петербург, прожив там 3 дня, я отправился в Екатеринбург сменить маленький рюкзак на походную снарягу и рюкзак в сто двадцать литров. В тот же день, 6 августа, выехал в Нижневартовск, откуда у меня 9 августа был вылет в Новосибирск.

В Новосибирске я остановился у Игоря Коротаева – моего старого знакомого. В тот день мне показали Академгородок, Обское море, а также рассказали много интересного про Филиппины, Сингапур, Гонконг. В общем, я вдохновился Юго-Восточной Азией и взял ее на заметку. 10 августа был вылет в Хабаровск, в Хабаровске я оказался в 7 утра уже 11 числа, (хороший такой скачок во времени). Три часа ожидания, и я стартую в Петропавловск-Камчатский.

Но, стоп! Приключения начались еще в новосибирском автобусе, по дороге от железнодорожного вокзала до аэропорта. Ехать минут сорок, и поэтому я решил разговориться с соседкой, которую звали Светлана, оказалось, что она тем же рейсом летит на Камчатку, а сама она с Петропавловска-Камчатского. После перелета до Камчатки она предложила сходить с ней и её друзьями на выходных в двухдневный сплав, но если сплава не будет, то можно будет прогуляться до Голубых озер, у меня как раз это вписывалось между Южной и Центральной Камчаткой, и я согласился.

При выходе из самолета на глаза сразу же попадаются домашние вулканы – Авачинская и Корякская Сопки, и ты понимаешь в какой прекрасный край прилетел. В аэропорту Свету встречали, заодно и меня подвезли до города. Замечу, что в Петропавловске-Камчатском жил я не в гостинице или хостеле, а снова у каучсерферов. Мои каучсёрферы работали до восьми вечера, и их нужно было ждать. Так как прилетели мы в два часа дня, то необходимо было куда-то себя деть на эти шесть часов свободного времени. Тяжелый рюкзак было решено оставить у Светы. А я тем временем хотел съездить и купить газ, но из-за длительных перелетов и разницы во времени мне дико хотелось спать (при перелете на Дальний Восток нужно всегда это учитывать), и потому я проспал на кухонном диване Светы, пока она сама ездила по своим делам. Вот так мне крайне повезло отоспаться в спокойной обстановке, а не мучиться 6 часов от безделья и дикого желания закрыть глаза и уснуть где-нибудь на лужайке в городе, благодаря случайной встрече в автобусе.

Стоит заметить, что Петропавловск–Камчатский — город, вытянутый в нитку длиной 10 километров вдоль Авачинской бухты, и перемещаться по городу бывает довольно затруднительно и долго. Света же вечерам согласилась подвезти меня на другой конец города к моим каучсерферам – опять же повезло.

Второй день на Камчатке

Вторник 12 августа — по плану в этот день я должен был закупить продовольствие (лучше всего для этого сеть супермаркетов Шамса), газ (Альпиндустрия или ТЦ «Квартал»), средства от медведей.

С едой проблем не возникло. Газа в Альпухе не оказалось, зато он нашелся в ТЦ «Квартал». А вот со средствами от медведей всё оказалось намного сложнее, фальшфейеров нигде не было в наличии, так что лучше покупать их заранее на материке.

Средства от медведей:

• Простейший свисток (медведи боятся резких звуков)
  • Фальшфейеры – лучше покупать в пластиковой оболочке, а не в бумажной. Эффективны при встрече с медведем нос к носу. Очень тяжелые, лучше покупать одну штуку
  • Сигнальные огни охотника, хороши для отпугивания медведей на большом расстоянии, многоразовое использование, к тому же очень легкие.

Стоит иметь при себе все три средства. Но у меня на тот момент был только свисток, а всё остального купить так и не удалось. Все эти средства нужны мне были только на Центральной Камчатке, на Южную можно было ехать и без них. Поэтому я позвонил Светлане и попросил до субботы поискать фальшфейеры у знакомых (пока я буду на южной камчатке), к тому моменту мы определились, что в субботу-воскресенье отправимся на Голубые озера.

Также у меня не было GPS – а на Камчатке он крайне необходим, так как погода очень быстро меняется, и могут надолго нагрянуть туманы.

Итог дня: купил газ и продукты, нет GPS и фальшфейеров.

3 день. Отъезд на Южную Камчатку

Среда, 13 августа. С утра я приехал в турклуб им. Глеба Травина (именно с ним договаривался по поводу транспорта), познакомился с гидом тургруппы Александром, поваром Ниной и водителем Алексеем. По договоренности меня должны были просто отвезти к Мутновскому вулкану, но по пути я подружился с гидом и поваром, и таким образом все последующие три дня на Камчатке я жил вместе с группой, передвигался и питался вместе со всеми — в этом мне повезло (в который раз уже).

Далее стало известно, что Александр (гид) также поедет со мной на Центральную Камчатку (значит, и там меня будут кормить около трёх дней, пока группа не уедет.). А когда он узнал, что я собираюсь в одиночку обойти Толбачик, да еще и без GPS, назвал меня отчаянным (так меня еще многие будут называть в дальнейшем) и сказал, что может одолжить свой GPS совершенно бескорыстно, так что благодаря очередной случайности и везению решился вопрос с навигацией.

В этот день так же познакомился с тургруппой, среди которых стоит выделить двух москвичей лет 40 (Витя и Саша), они дали мне важную информацию о состоянии дороги и потоке машин от Сковордино до Якутска и дальше до Магадана. Три года назад они прилетели во Владивосток, купили микроавтобус и проехали через Якутск в Магадан. А так, как я планирую на будущий год проехать автостопом по маршруту Екб – Новосиб – Иркутск – Якутск – Магадан, то их информация о дорогах в Якутии и Магаданской области была крайне интересной для меня.

Из достопримечательностей мы посмотрели на термальную ГеоТЭЦ, искупались в горячих источниках (Дачные) и увидели мини-долину гейзеров (воистину Камчатка земля огня и льда!).

4 день. Происшествие с медведем и Мутновский вулкан

Четверг, 14 августа. Утром я проснулся в 6 утра от громких голосов, посмотрев на часы удивился, что все встали так рано, затем услышал 3 хлопка и подумал, что кто-то пускает салют (ага, в 6 утра-то). Далее я сообразил, что это выстрелы и решил вылезти из палатки. Оказалось вот, что произошло. Медведь-пестун (молодой 2-3 летний) медведь, которого недавно прогнала мать) явился в наш лагерь под утро в поисках еды, его каким-то образом увидел кореец-фотограф из соседнего лагеря. Пока медведь вёл себя хорошо, кореец его просто снимал на фотоаппарат, медведь же съев найденную лепешку хлеба, решил поискать еду в одной из палаток (ей оказалась палатка нашего гида Александра). Медведь оставил след пяти когтей на тенте палатки, но дальше не полез, потому что кореец закричал “Тика! Тика!” (на корейском типа “Не надо! Не надо!”) и застучал ложкой по тарелке, которая валялась рядом. Медведь резких звуков испугался, к тому же все начали вылезать из палаток, далее, откуда ни возьмись, появился егерь и тремя выстрелами отогнал медведя подальше. Так как мы находились на территории парка, то убивать медведей может только егерь, и так как было известно, что медведь в окрестностях начал донимать людей, то егерь был вызван еще пару дней назад. Вот такое бодрое утро. Остаток дня был посвящен восхождению на вулкан Мутновский, который представляет из себя три кратера, со множеством серных выходов, фумаролами, мини гейзерами, кипящими грязевыми котлами.

5 день. Снова медведь, восхождение на вулкан Горелый

В шесть часов утра снова прозвучали три выстрела. Зная, что это уже точно не салют, я быстренько покинул палатку, чтобы посмотреть на судьбу медведя. Но на этот раз егерь бил наверняка — медведь был убит. Стоит добавить, что за последние два года популяция медведей на Камчатке сильно увеличилась, и потому всем медведям пищи не хватает, как следствие голодные медведи лезут в населенные пункты и число задранных ими людей значительно выросло этим летом. А данный медведь на середину августа был очень худой – за лето он совсем не отъелся, и потому следующую зиму, скорее всего, не пережил бы.

Остаток дня был посвящен переезду под вулкан Горелый и восхождению на него. Оба восхождения (на Мутновский и Горелый) сложности не представляют, на оба вулкана протоптаны хорошие тропы (трудно заблудиться). У Горелого 12 кратеров, но мы осмотрели 3 самых интересных. При спуске наткнулся на 72-летнего японца, который, несмотря на свой возраст, всё-таки забрался на вулкан, но спускаться начал раньше своей группы (чтобы их не задерживать потом), его сопровождала второй гид из их группы. И когда я проходил мимо пригодился нож, который я носил в рюкзаке 3 дня просто на всякий случай. У японца свело ногу и потребовалось, что-то острое, я одолжил свой нож, судорогу сняли. Так же пригодились пара фраз на японском языке, которые я выучил пару лет назад. Пообщавшись с гидом и японцем, я оставил им ручку на всякий случай, вдруг судорога повторится, а сам побежал догонять свою группу.

В конце дня выехали назад в Петропавловск–Камчатский, по пути заехав искупаться в Верхне-Паратунские горячие источники. По пути выяснилось, что в городе на ближайшие три дня (суббота-понедельник) отключают горячую и холодную воду! Таким образом, я лишился возможности постирать вещи и нормально помыться (зато покупался в горячих источниках).

6-7 дни. Голубые озера и новые знакомства

Суббота-воскресенье, 16-17 августа. В ночь с пятницы (5 день) на субботу (6 день) ночевал у каучсёрферов. В субботу, часов в 12, приехал некто Александр, парень лет 27, кандидат сельхоз наук, из Оренбурга. Вернулся он как раз с Плоского Толбачика (Центральная Камчатка), куда я и собирался ехать через пару дней, поэтому, немного поделившись впечатлениями, он сказал, что попал в хорошую погоду и ему там очень понравилось. В 14 часов за мной заехала Света и на ее джипике мы поехали в Елизово, за ее подругой Надей, и оттуда сразу на Голубые озера. Что такое Голубые озера? Это 16 км пути по лесу к истокам реки Половинки, а в конце тебя ждёт три очень красивых, голубых озера, из которых вытекает река и красивый массив гор называемый «цирком». В первый день мы прошли только 8 км, ночевать решили не в палатках, а в домиках (бесплатных), так как в данном районе люди постоянно натыкаются на медведей. На ужин сварили уху.

В 7 день (воскресенье) встали пораньше и отправились до озер налегке, оставив вещи в лагере. Под вечер были дома в Петропавловске — Камчатском, медведя на тропе так и не встретили.

Вечером Александр из Оренбурга подарил мне сигналы охотника, так что к моему свистку добавилось что-то более весомое.

Пока я был на южной Камчатке, Светлана нашла 2 фальшфейера в пластиковой оболочке, так что вопрос с ними также успешно разрешился.

8 день. Отъезд в Козыревск (Центральная Камчатка)

Понедельник, 18 августа. Познакомился с новой группой. До Козыревска — 500 км, а ехать на вахтовке десять часов. Почему? Да потому что дороги на Камчатке – гравийные, и очень мало асфальта (он только от Петропавловск-Камчатского до Мильково, и то не везде). Так как гостиница в Козыревске на меня не оплачена (я плачу только за вахтовку), то ночевал я в самой вахтовке (вспомнилась Киргизия). По пути, кстати, делали остановку в Сокочах и ели гигантские пирожки за 70-80 рублей.

9 день. Дорога из Козыревска до вулкана Плоский Толбачик

Мы ехали на шлаковые поля БТТИ (Большое трещинное Толбачинское извержение) 1975-1976 годов (южнее Плоского Толбачика) и новые лавовые потоки (извержение 2012–2013 годов). Дорога от Козыревска длиной около 70 км. По бездорожью. Ехали около 6 часов. Постепенно лес сменился шлаковыми полями. Последнюю часть пути ехали вдоль остывшей лавы 2013 года.

Оставшаяся половина дня была посвящена установки лагеря (в условиях сильного ветра мы обкладывали палатки камнями, чтобы их не унесло этим самым ветром) и осмотру лавовых потоков. Важное замечание, воды в данном месте практические нет. Один из немногих источников – это тающие снежники и ледники на Толбачиках, но до них далековато идти, потому вся вода здесь привозная. И с собой необходимо иметь емкости для воды, в сумме около 4 л.

По приезду мне оставалось решить лишь один вопрос: как уехать отсюда до Петропавловска–Камчатского, так как группа с которой я приехал уезжала через два дня, а я оставался еще на неделю. Поэтому, сразу после установки лагеря, я отправился исследовать окрестности и наткнулся на лагерь геофизиков, которые заявили, что будут уезжать только 31 августа (у меня самолет 1 сентября). Я с ними быстренько познакомился и подружился. Я подумал, что вернувшись сюда числа 29, если никого не найду (другие тургруппы) до 31, то уеду с геофизиками и успокоился по поводу моего отъезда из данного района.

10 день. Восхождение на Плоский Толбачик

Высота вулкана всего 3000 м. Никакой специальной акклиматизации не требуется, снаряжения — тоже. Наверх ведёт тропа. Единственное, что на вершине холодно, а внизу тепло, потому с собой нужно взять теплые вещи и что-нибудь ветрозащитное. И очки солнцезащитные. И термос с чаем. И печеньки). Подъем на вершину занимаеи около 4 часов. В тот день я разговаривал на английском больше, чем в автобусном туре по Норвегии. Вообще сложилось впечатление, что иностранных туристов на Камчатке больше, чем русских. В основном европейцы, реже корейцы, японцы, китайцы. Европейцы почти все пенсионеры, но очень бодро забираются на вулканы. Познакомился с немцем, который жил в ГДР и учился в Киеве, даже неплохо помнит русский язык.

В лагерь вернулись часов в шесть. Стоит отдельно рассказать про лавовые поля. Снаружи они остыли, а вот внутри температура может сохраняться на уровне 1000 градусов, и потому из лавовых разломов может исходить горячий воздух и различные газовые пары, я наблюдал, как четверо геофизиков сидели у разлома лавы и сушили там свои ботинки, плюс сами грелись. Кстати на Ключевской группе вулканов неплохо ловит МТС.

11 день. Мертвый лес, лавовые пещеры, отъезд группы

С утра собрали лагерь, кроме моей палатки, которая осталась в гордом одиночестве. Тут меня еще пару раз назвали отчаянным, но я уже привык. Все вместе в вахтовке выехали в Мёртвый лес. Мёртвый лес – это деревья, засыпанные на половину своей высоты вулканическим шлаком в 1975-1976 годах. Но за сорок лет старые деревья превратились в сушняк и погибли, и на шлаке сначала появился мох и лишайник, затем трава. Теперь, спустя сорок лет, есть места, где растут новые деревья.

Посетили кратер Звезда, в который ведут лавовые пещеры. Стоит кстати отметить, что среди группы была Наталья Медведева – директор Нижегородской газеты “Студия НН”. Оказалось, что у нас есть общая знакомая – Руфина (с ней я познакомился, путешествуя по Норвегии) – не мир тесен, а слой тонок.

Далее была интересная сцена, перед поворотом на Козыревск, вахтовка остановилась, открылась дверь, и из нее вылетел небольшой рюкзак и мягко приземлился на шлак вулканический, затем выпрыгнул я. Вся вахтовка дружно помахала мне руками, и они уехали, а я остался один посреди шлаковой пустыни, в шести километрах от лагеря. До палатки я дошел за полтора часа, по пути встретив несколько туристических лагерей с вахтовками (они вселили в меня надежду, что и через неделю, когда я вернусь, их будет столько же много).

С этого момента и начинаются мои семь дней одиночного путешествия.

Остаток дня я провел за сушкой мокрых вещей на солнце, и наслаждением эти самым солнцем. Представьте: склон сопки, у подножия лавовые потоки расстилающиеся вдаль, сверху голубое небо, теплое солнце, прям над головой сталкиваются белые облака, меняя свою форму, около часа я просто лежал на склоне сопки.

Ночевал на старом месте.

Продолжение читаем в следующей статье.